СМИ о нас

Экскурсия в будущее

12.11.2015

Накануне Всемирного дня качества корреспондент "КП" выяснил, где и как производятся одни из самых популярных соков и напитков в Украине.

ekskursiya-v-buduschee

Здесь можно снимать фильмы о будущем. Цеха изнутри похожи на спилберговские съемочные павильоны, повсюду «космическое» оборудование, люди в халатах и ощущение нереальной технологичности и стерильности… Мы находимся в Днепропетровске, на заводе группы компаний «Биола». И сейчас вместе с директором по качеству Еленой Андрасович мы проникнем в самые потаенные места этого необычного предприятия.

Высокотехнологичный муравейник

Перед входом надеваем халаты, бахилы и шапочки. Руки обрабатываем асептическим раствором: не дай Бог какой-то несознательный микроорганизм проникнет в этот храм чистоты. С этим тут строго. Стерильность — главное условие в производстве соков.

Цех розлива напоминает высокотехнологичный муравейник. Из огнедышащей печи пулей вылетают только что выдутые ПЭТ-бутылки. Отблескивает нержавейкой умное оборудование, по серпантину конвейеров тянется нескончаемый поток упаковок с соком «Биола».

— Наша общая проектная мощность более миллиарда бутылок в год, — рассказывает Елена Андрасович. — Если выставить эту продукцию в ряд, она дважды обогнет земной шар! Мощность линий достигает 40000 бутылок в час, или 11 бутылок в секунду.

— А здесь что находится? — обращаю внимание на цистерны высотой с трехэтажный дом.

— Тут у нас «хранилище витаминов», — улыбается Елена. — А если серьезно, это стерильные емкости для хранения концентрированных соков. Всего на этой площадке размещено 28 таких емкостей общим объемом 700 тыс. л!

— И откуда вы берете сырье?

— Мы ориентируемся только на натуральное сырье, поэтому закупаем концентрированные соки и фруктовые пюре со всего мира. Например, апельсины выращивают в Бразилии, ананасы в Таиланде, лимоны в Испании. Украина славится яблоками и томатами. Для удобства хранения и транспортировки из обычного сока удаляют часть воды, при этом в нем остаются все витамины и полезные вещества. Например, чтобы получить 136 кг концентрированного апельсинового сока, нужно переработать тонну свежих апельсинов.

Тайна «чистой комнаты»

«Биола» впечатляет не только масштабами, но и уровнем технологий. Предмет особой гордости — немецкие линии холодного асептического розлива (АCF). Предприятие первым на постсоветском пространстве освоило эту технологию и сегодня обладает крупнейшим подобным производством в Восточной Европе.

— Холодная асептика позволяет полностью отказаться от использования консервантов в наших соках и нектарах, — рассказывает Елена. — Нам достаточно лишь делать кратковременную флеш-пастеризацию в течение 30 секунд, чтобы полностью сохранить вкус, свежесть и полезные свойства продукта.

Для обеспечения стерильности блок розлива помещен в так называемую чистую комнату, исключающую любое микробиологическое загрязнение. Весь процесс контролируется специальной программой, которая не требует ручного вмешательства человека. Внутри «чистой комнаты» поддерживается небольшое избыточное давление, препятствующее попаданию микроорганизмов. Воздух в нее поступает через специальные антибактериальные фильтры.

— А можно проникнуть внутрь «чистой комнаты»? — наглею я.

— Ну, это не так просто. При необходимости наладки оборудования оператор может зайти в нее только через шлюз, надев на себя одноразовый стерильный костюм, маску для лица, перчатки и бахилы. После чего происходит обязательная стерилизация помещения.

В святая святых

Таким местом на «Биоле», безусловно, является производственная лаборатория, которая считается одной из лучших в отрасли. Рассматривая все эти невероятные приборы: хроматограф, атомно-адсорбционный спектрометр, двухлучевой спектрофотометр, понимаешь, насколько далеко человечество шагнуло вперед в плане точности измерений.

— Вот этот экспресс-анализатор D/Count уникален для всей Восточной Европы, — говорит Елена. — С его помощью проверяют отсутствие вредных микроорганизмов в сырье и готовой продукции. Представьте себе: достаточно взять 1 мл пробы — и через минуту результат исследования выводится на монитор!

По методам контроля качества «Биола» уже давно «прорубила окно» в Европу. Компания работает согласно требованиям Ассоциации промышленности соков и нектаров ЕС, которые даже более строгие, чем украинское законодательство. Но именно такой подход позволяет покорять такой желанный европейский рынок.

В лаборатории работают настоящие «парфюмеры», способные различать тысячи оттенков вкусов и ароматов. Они даже знают, какие напитки жители Земли будут пить через каких-нибудь 50-100 лет.

— Возможно, это будет сочетание можжевельника и экстракта огурца или коктейль из свекольного сока, топинамбура, специй и маракуйи, — продолжает удивлять Елена. — Сегодня потребители ищут новые ощущения, отдают предпочтение здоровым органическим напиткам. Поэтому наши эксперты постоянно держат руку на пульсе и учитывают современные тренды при разработке новых продуктов.

СПРАВКА «КП»

«Биола» — один из лидеров рынка, украинский производитель соков и нектаров, сладких газированных напитков, минеральной воды «Знаменовская», холодного чая и энергетиков с 1997 г. Общее количество сотрудников — 1300 человек. Продукция «Биола» представлена в Украине, странах ЕС, а также в Грузии, Беларуси, Казахстане.

Источник